Рептилии - потомки драконов

Потомки драконов
История взаимоотношений людей и рептилий длительна и весьма непроста. Эти существа процветали задолго до появления «человека разумного». А мы робко попросились в их мир когда-то, но потом, набравшись ума и сил, нагло потеснили этих властелинов Земли. И все же рептилии – черепахи, змеи, ящерицы – оставили огромный след не просто в культуре, но даже в воззрениях человека на устройство нашего мира.

#@#

В древности люди полагали, что земной диск покоится на спине слона, стоящего на черепахе. Австралийские же аборигены почитали Радужного Змея Ванамби как творца всего сущего. Да, рептилии некогда «пребывали в основе» всего человеческого мировоззрения… Но в повседневности это не мешало нашим предкам относится к бегающим, ползающим и прыгающим гадам довольно непочтительно. Вспомним русское слово «пресмыкаться» и украинское «плазувати». Спрашивается – и где в них почтение и пиетет? Тем же коренным австралийцам ничто не помешало сжить со свету гигантских удавообразных существ, некогда обитавших на Зеленом континенте и ставших основой мифа о Ванамби. Современным палеонтологам только скелеты и остались…

Однако самым популярным представителем пресмыкающегося племени стали ящерицы. Ведь именно они являются прообразом дракона во все мировых культурах. Даже Змей Горыныч – хоть и змей по названию, но таскает свое явно ящеричное туловище на четырех лапах. А Георгий Победоносец на всех иконах совершает «чудо Георгия о змие» опять же не над анакондой какой-нибудь, а над хилым ящероподобным существом, перепугано скукожившимся под лошадиными копытами.

 

Острова драконов

Хотя с момента появления мифов о Змее Горыныче и ему подобных человечество значительно поумнело, мечта о драконах нас не покидает. И поскольку места в обыденной жизни для них не нашлось, то в фантазиях мечтателей драконы должны здравствовать где-то в дремучих тропических лесах или на островах в бескрайнем океане. Кинематограф чутко отслеживает эту тенденцию и постоянно штампует «затерянные миры», «годзилл» и «парки юрского периода». Сюжеты подобного жанра просты: герои книги (фильма) вторгаются в места, затерянные на «конце географии», где обитают чудовища (возможный вариант: чудо-юдо дремлет в укромном уголке, и его нечаянно пробуждают от миллионолетней спячки). И теперь столкновение Homo sapiens и монстров неизбежно. Так вот, самое интересное заключается в том, что надежда на удаленные острова себя вполне оправдала. Оказалось, есть на Земле такие места.

Классическим случаем можно назвать обнаружение гигантского варана (в английском языке его нередко величают именно комодским драконом) на островке Комодо, что в Индонезии. Произошло это событие век назад – в 1911 году. На остров угодил пилот небольшого самолета, потерпевшего крушение. Можно представить себе, с каким удивлением он рассматривал трехметровых гигантов в горных долинах на Комодо. Правда, тамошние отпрыски легендарных драконов изрядно деградировали на фоне свои предков: огня не изрыгали, а в рационе прекрасным принцессам и благородным рыцарям отдавали предпочтение падали и мелкой живности.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Животные-мамы и их детеныши


Еще один, не столь известный, но не менее занятный драконий потомок уцелел на нескольких скалистых островках у берегов Новой Зеландии. Там спряталось от мира удивительное существо – гаттерия, или туатара. Вот уж в самом деле ползающий анахронизм! Предки туатар благоденствовали на Земле уже 200 миллионов лет назад – до царства динозавров на нашей планете должно было еще пройти несколько десятков миллионов лет. С той невероятно далекой эпохи у туатар остался загадочный орган – теменной глаз. Его предназначение до сих пор непонятно. В нем есть слой светочувствительных клеток и даже подобие хрусталика. Скорее всего, теменной глаз позволяет гаттериям правильно умоститься на солнцепеке, чтобы получить максимальное количество тепла.

Наконец, третье пристанище драконов в нашем мире – Галапагосские острова. Сложно найти место, которое лучше бы подходило для такой роли. Герман Мелвилл, автор романа о белом ките «Моби Дик», в свое время даже создал мрачную антиутопию «Энкантадас, или Очарованные острова», словно задавшись целью отвратить людей от архипелага: «Рассеченные экватором, Энкантадас не знают осени, не бывает здесь и зимы. Острова напоминают пожарище: выжженная земля, покрытая трещинами, вечная засуха и палящее солнце… Возьмите 25 куч печной золы, разбросанных там и сям на городской свалке, мысленно увеличьте часть из них до размеров гор, а свалку — до величины моря, и вы получите вполне верное представление о том, как выглядят Очарованные острова. Таким мог бы оказаться наш мир после предания искупительному огню. Галапагосы отказывают в убежище даже париям из мира животных. Пожалуй, только рептилии подают признаки жизни: черепахи, ящерицы, змеи, странная аномалия диковинной природы — игуана, а также огромные пауки. Здесь вы не услышите ни голоса, ни мычания, ни воя; единственный звук, издаваемый живыми существами, — это шипение». Если быть совсем уж точным, то шипение на Галапагосах редко услышишь, а пауков и в помине не было.

Настоящей хозяйкой архипелага является морская игуана. Эта единственная в мире ящерица, приспособившаяся жить в морской среде, послужила прототипом японского чудовища Годзиллы. Правда, в отличие от киномонстра, реальная морская игуана совершенно безобидна. И не такая уж большая – самые большие ящерицы достигают массы 12 кг, а в длину может вырасти до 1,5 м, причем более половины длины приходится на уплощенный с боков веслообразный хвост.

Галапагосские «драконы» обжили узкую скалистую прибрежную полосу, не проникая вглубь островов. Здесь они мирно соседствуют с морскими львами и птицами. Взрослые ящерицы – закоренелые вегетарианцы и кормятся подводных лугах. Они срезают водоросли длинными зубами, словно садовыми ножницами, цепляясь за камни кривыми когтями, как крючьями. Природа наделила игуан занятным свойством, помогающим выжить в морской воде: особые железы, расположенные в носовых проходах, выводят излишки соли из кровеносных сосудов этих пресмыкающихся. Время от времени ящерицы выбрасывают накопившийся соляной раствор в воздух. Проще говоря – сморкаются крепким рассолом. Кстати, на суше они ведут себя не менее уверенно, чем в море. В поселках на Галапагосах особо настырных рептилий иногда приходится выволакивать из торговых лавок за хвост на улицу. Но можно не сомневаться: через некоторое время в доме снова появится любопытный дракон в миниатюре…

Андрей Мазур

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Панда - милый лентяй!

Ксения Кузьменко
Попередній матеріал

У Ксении Кузьменко и Дениса Бааса родилась девочка

Санта Димопулос 2
Наступний матеріал

Санта Димопулос показала идеальный пресс

Новини партнерів