Первое интервью фотографа украинских звезд Ростислава Рипки: «Я влюбляюсь в своих героинь»

Ростислав Рипка
Известный звездный фотограф Ростислав Рипка совместно с издательством Book Chef готовят премьеру коллекционного фотоальбома в легендарном французском стиле harcourt «Натхнення».

На страницах издания, словно в кадрах немого кино, заблистают 37 муз — ярких украинских звезд.

Техника harcourt стала культурным наследием всего мира. На черно-белых портретах, как признание таланта и успеха, запечатлены знаменитости Марлен Дитрих, Катрин Денев, Эдит Пиаф, Моника Беллуччи. Пришло время, чтобы украинские известные женщины стали частью мировой истории этого стиля. Героинями проекта будут телезвезды Людмила Барбир и Неля Шовкопляс, певица Maruv и актриса Ольга Сумская. Фотокадры и имена других звездных участниц в течение осени будут появляться на разных событиях и онлайн-площадках. Премьера эксклюзивного издания, который Ростислав Рипка приурочил к 15-летию творческой деятельности, планируется в декабре этого года. Сделать предзаказ и первым получить артбук можно уже сейчас.

Ростислав Рипкат со своей фотокнигой о звездах

— Ростислав, расскажи, как возникла идея этого масштабного проекта? В нем принимает участие 37 знаменитостей — это же 37 съемок!

Когда я впервые увидел (а это произошло несколько лет назад), как работают в легендарном французском стиле аркур, сразу загорелся снять украинских звезд так же. Портреты в этом стиле напоминают кадры из черно-белого кино, загадочные и благородные. Позже узнал, что фотокартины в стиле аркур искусствоведы сравнивают с картинами эпохи Ренессанса, так глубоко они способны передать глубину личности.

Я ведь работаю с женщинами. Ведущие, звезды сцены и кино… Идея родилась сама собой — масштабная и первая в Украине фотоистория о музах современности. Тех, кто каждый день вдохновляет миллионы украинцев и меня. Проект, который дарит силы и энергию идти вперед. В это непростое время эстетика очень необходима.

Началась подготовка. Помню, на одном из эфиров «Танців з зірками» подошел к Наташе Могилевской и рассказал о проекте, предложил съемку. Зная ее занятость, понимал, все может затянуться на долгое время. Но она сходу говорит: «Давай». Через неделю встретился с Ирой Билык на дне рождения общего друга и она тоже с удовольствием согласилась принять участие.

Практически сразу вокруг этой идеи собралась большая профессиональная команда (я ведь не один на площадке работаю). Это оператор и постановщик света, визажисты, стилисты. Главным стартом стало знакомство с талантливым оператором с «плюсов» Игорем Сулием. Он создает магию света. Да и в целом работа на канале свела с невероятным количеством крутых людей, профессионалов закулисья, которых не видит обычный зритель.

Ростислав Рипка, Наталья Могилевская и Влад Яма

— Это же не просто фотосессии, а готовится к изданию целый фотоальбом «Аркур.Натхнення». Расскажи о нем.

Да, за выход в свет этой книги взялось издательство Book Chef. Это будет коллекционный фотоальбом на швейцарской бумаге с матовым напылением. Важно, чтобы изображение было напечатано сверхточно. При этом сохранить ощущение натуральной бумаги. Артбук поступит в продажу в декабре. Но уже сейчас можно сделать предзаказ и получить книгу первым, в канун новогодних праздников. А мой приз для «первых ласточек» — фотосессия в стиле аркур.

На страницах издания монохромные фотографии сопровождают послания звезд читателю. О жизни, о поиске счастья, о том как в любой темноте научиться видеть свет. Очень волнуюсь, но уверен, что должно получиться стильно и утонченно. Ведь почему я взялся снимать фотопроект в стиле аркур? Такие фотографии есть почти у всех кинозвезд Франции, где, собственно, и зародился этот стиль черно-белой съемки в 30-х годах, далее стиль завоевал Голливуд. Через сложную игру света, как будто кадры кинопленки мне захотелось показать внутренний свет, силу, энергию и невероятных украинских женщин. Наши звезды достойны, чтобы и о них узнал весь мир. Язык фотографий не требует перевода, но я мечтаю издать альбом для Европы и на английском.  

Ольга Сумская

— Кто из героинь был готов на эксперименты?

Работа с Аллой Мазур была чем-то невероятным! Работали зимой, в сложный для нее период, полным ходом шло лечение онко. Но, несмотря на это, Алла посвятила съемке пять часов. Для кого-то она может показаться строгой, сдержанной, неэмоциональной, но мне легко работать с Аллой. На площадке было очень душевно! У нас давно сложились теплые и доверительные отношения. Удалось раскрыть ее по-особенному — не «железной леди», а чувственной женщиной, излучающей любовь. В кадре Алла Мазур появляется с оголенными плечами, укутанная в органзу.

— К кому из героинь тяжелее было найти путь к сердцу?

У меня нет проблемы найти общий язык с человеком. Я очень коммуникабельный и открытый. Со всеми звездными участницами проекта «Натхнення» у нас давние доверительные отношения. С каждой своя особенная история и далеко не первая фотосессия. Поэтому сложностей на съемочной площадке не возникало. За всю мою карьеру было только пару артистов, с кем мы не сошлись в видении рабочих вопросов.

— И все-таки, не всеми же съемками ты доволен одинаково?

Да. С MARUV мы знакомы только год. Она нереальная! У нас была самая короткая съемка — 45 минут. Вместе со своей командой всего на один день певица прилетела в Киев и смогла выделить это маленькое время на работу с нами. Но съемка прошла феерично! Хотя понимаю, если бы поработал с MARUV дольше, удалось бы показать большее ее эмоций.  

— Какой ты на площадке?

Для меня фотографы делятся на технарей и гуманитариев. Технари, которые идеально разбираются в технике, настройках. А гуманитарии — те, кто ловят момент. Я причисляю себя к последним. На площадке «ловлю момент», ловлю «тот самый» кадр. И заканчиваю съемку, только когда он есть. На моих съемках все спокойно, без нервов, но свой нос я люблю сунуть везде.

— Последнее слово за тобой?

Я, конечно, прислушиваюсь к мнению команды. Но если вижу, что, например, блузка по кадру не подходит героине, скажу обязательно.

— Что ты делаешь, когда человек зажат в кадре?

Я ничего не придумываю, просто начинаю общаться. Ирина Билык любит, чтобы на съемке была камерность, когда она один на один с фотографом. Но сейчас так не получилось — в съемочном процессе задействовано много людей. Ирине важно было расслабиться и успокоиться. Поэтому еще на гриме мы начали говорить, вспоминать общих знакомых, что-то обсуждать, разговаривать, чтобы она расслабилась. И у нас вышло, в кадр Ира встала в отличном настроении.

Ростислав Рипка и Ирина Билык

— У тебя получается поддерживать отношения с твоими героями вне съемочной площадки?

В проекте нет случайных историй. С каждой из героинь нас связывают особенные моменты. Есть и звезды-легенды, и те, с кем познакомились благодаря проекту «Танці з зірками». Например, Ксения Горб. У нас настоящая дружба. Ксюша сейчас главный хореограф «Танців», а в далеком 2006-м году она танцевала в паре с Виталиком Козловским, которого я много снимал в то время. За эти годы у нас накопилось много классных воспоминаний.

Ростислав Рипка и Виталий Козловский

Проект «Натхнення» я посвятил женщинам, которые вдохновляли меня все 15 лет творческой карьеры. Учили видеть под особенным углом, понимать и передавать через объектив настоящую красоту души. Через эти фото, словно кадры кинопленки, хочу передать момент, когда эти восхитительные женщины почувствовали себя музами.

На фото в стиле аркур весь акцент на глаза, на лицо. Много источников света помогают передать взгляд, жест, таинственную полуулыбку. Когда героиня приходила на съемку, до конца еще не знала, что получится. Никто не знал. Все рождалось там, на съемочной площадке. Я лишь наблюдал, как раскрывалась каждая женщина, и старался уловить ту самую эмоцию, нужный кадр.

— С кем из телеведущих на «плюсах» вы большие приятели, с кем можешь выпить чашку кофе и поговорить о жизни?

Я могу выпить чашку кофе и поболтать о жизни со всеми ведущими 1+1, без преувеличения. С экс-ведущей Юлей Бориско мы не просто кофе пили, а даже ездили в Краков на концерт Робби Уильямса с ее семьей.

— А с Аллой Мазур можешь пойти на рыбалку? Она недавно показывала фото, как с сыном рыбачит.

С Аллой Мазур на рыбалку не ходим, потому что я не люблю рыбачить (улыбается). Зато можем встретиться и поговорить, пообщаться после работы. С ведущими «Сніданка», например, с Русланом Сеничкиным и Людмилой Барбир мы ездили в командировку в Яремче, а заодно и прекрасно отдохнули там. У нас уже традиция — каждое Рождество встречаемся в Карпатах. Они ведут там праздничное мероприятие, я все фотографирую.  

— Расскажи, с чего началась твоя работа фотографа?

Все началось со знакомства с Наташей Королевой. Она мне всегда нравилась. Еще учился в школе и уже знал, что буду как-то соприкасаться с этим человеком. Тогда еще не представлял, как это произойдет, но нас действительно свела судьба спустя какое-то время. В 2005-м мы  познакомились. Я занимался коррекцией, фотошопом (тогда он только появлялся). Не фотографировал, но делал фотоколлажи и передавал Наташе Королевой свои работы. И вот на одном из концертов она пригласила к себе в гримерку знакомиться. Помню нашу первую встречу: это было в Питере, в феврале 2005 года. Наташа сказала, что ей понравились мои работы и поинтересовалась, не фотографирую ли я? В марте она собиралась приезжать с Тарзаном в Киев и снимать клип у Алана Бадоева, нужен был фотограф. Сказала мне: «Хочешь — приходи, попробуешь, поснимаешь».

Ростислав Рипка и Наташа Королева

Помню, у знакомых взял фотоаппарат, потому что своего не было. Это была первая цифровая «мыльничка». Пришел на съемки клипа, поснимал. Тогда на съемку с ней приезжали и другие московские фотографы, но на пригласительные концерта Наташа взяла мою фотографию. С тех пор вот уже 15 лет мы общаемся и сотрудничаем.

— То есть, не будучи профессиональным фотографом и не имея фотоаппарата, ты сделал фотографии лучше других фотографов на площадке?

Да. У меня горели глаза, я хотел работать и делал это с большим рвением. Тогда на цифровой «мыльничке» заработал на свою первую зеркальную цифровую камеру. А начинал с того, что снимал портреты. Но в шоу-бизнесе никого не знал. Потихоньку, благодаря Наташе Королевой, когда она приезжала в Киев на концерты, знакомился со звездами. Следующий 2006-й год стал знаменательным – начал работать с Виталиком Козловским, с Русей Писанкой и пришел на «Танці з зірками». А там уже было знакомство с Наташей Могилевской, Ирой Билык и многими другими. А в 2011-м году познакомился с Софьей Михайловной Ротару. Мы работали два года. Снимал ее юбилейный концертный тур, и на «Новую волну» в Юрмалу вместе ездили, и на «Мьюзик Крым фест».

Ростислав Рипка и Наталья Могилевская

— Расскажи про Софию Ротару, потому что она самый закрытый человек в шоу-бизнесе.

Я находился в ее рабочем кругу общения, не в семейном. Софье Михайловне по статусу положено быть выше всех, поэтому, конечно, она держится со всеми «чужими» на расстоянии, но без пафоса или высокомерия. Очень душевный человек, настоящий семьянин. Для нее семья превыше всего. То, как Софья Михайловна оберегает свою семью, заботится, такое редко встретишь в шоу-бизнесе. Это вызывает уважение. Помню, тогда в Юрмале она с сыном, невесткой и внуками гуляли по городу, и мы сделали красивую фотоисторию. Было душевно. Такие теплые моменты запоминаются на всю жизнь.

— Расскажи, как ты попал на «плюсы»?

На канал 1+1 меня пригласили в январе 2013 года. Тогда менялась внутренняя структура компании, искали старшего фотографа, который будет заниматься съемками ведущих. Нужен был человек, который возьмет на себя организационные вопросы. Я быстро влился в коллектив, даже экстремально быстро, потому что как раз тогда планировалась большая концептуальная съемка лиц канала. Открывалась новая студия ТСН. Сразу начал работать  с ведущими ТСН и «Сніданка».

— Что для тебя главное в работе?

Я так долго работаю на «плюсах», потому что мне сверхважен человеческий фактор. Очень важно чувствовать симпатию и дружеские чувства к тому, кого снимаю. Мы здесь все сроднились. А с ведущими стали очень близкими друзьями. Быстро нашли общий язык, несмотря на то, что каждая ведущая со своим особенным характером (улыбается).  

— В эру соцсетей каждый сам себе фотограф. Как ты относишься к этому?

Не могу сказать, что стало меньше работы, этого не ощущаю. Больше волнует то, что это стало мейнстримом. Сейчас каждый считает себя фотографом. Смешно, когда люди, которые только взяли камеру в руки, через несколько месяцев уже начинают вести мастер-классы. Каждый считает, что может учить. Я с этим не согласен. Есть хорошая фраза: «Кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит».

— Кто твои кумиры в фотографии?

Мне нравится Питер Линберг. То, как он снимает черно-белые портреты. И себя считаю фотографом-портретистом. Мне нравится снимать людей, обнажать эмоции.  

— А тебе важно, чтобы женщина, которую ты снимаешь, была тебе симпатична?

Это всегда очень важно. В тот момент, когда снимаю женщину, я должен ее любить. Это правило давно четко для себя определил. Были разные съемки, были героини, с которыми мы близко не общаемся, но именно в момент съемки, чтобы она получилась, я влюбляюсь в свою героиню.

— Расскажи, из какой ты семьи?

Из простой киевской семьи. Мой папа — художник. Работал в военном училище, где они с мамой и познакомились. Я, к сожалению, рисовать не умею. Но думаю, что любовь к творчеству у меня от отца. Мама связист по образованию, но в жизни разные профессии перепробовала — и шила, и учителем работала. Я родился на Борщаговке — тихом гангстерском районе (смеется). Потом мы переехали на Соломенку.

— Кем тебя видели родители?

Не знаю точно, кем конкретно видели, но я благодарен им за то, что не мешали пробовать разные занятия. Сначала я выбрал компьютерную специальность, мне всегда нравились компьютеры. Так, собственно, и попал в Авиационный университет. Тогда мне было мало лет, чтобы понимать, чего хочу от жизни. У меня не было периода поиска себя. Поскольку я пошел в школу в 6 лет, в университет поступил раньше. Только начал учиться и сразу же познакомился с Наташей Королевой, а потом взял в руки камеру. Мне тогда было 18 лет. Поэтому профессия фотографа сама нашла меня очень быстро.

— О чем ты мечтаешь?

Меня всегда вдохновляли мюзиклы. Даже в Америку мечтал съездить, чтобы попасть на одну из бродвейский постановок. Мюзикл жизнеутверждающий жанр, вдохновляющая, радостная история. Поэтому мечтаю поработать с мировыми звездами этого жанра и голливудскими актерами киномюзиклов. Через объектив разглядеть личность Кэтрин Зета-Джонс, Деми Мур, Вупи Голдберг. Продолжить серию портретов аркур этими легендарными личностями. Мечтаю встретить на одной сцене или в одном фильме украинских и голливудских звезд.

Всегда любил добрые, жизнерадостные истории. В детстве мечтал работать на фабрике мороженого, чтобы выдумывать разные вкусы, формы, цвета. И чтобы каждый день уходить с работы с ведерком нового мороженого. В нашем детстве ведь не было особого выбора — пломбир или в стаканчике, белое или в шоколаде. А вот в мультиках показывали и красное мороженое, и с посыпками разными. Даже сложно было представить его существование.

— Ты когда-нибудь спрашивал себя, чего ты хочешь от жизни?

Знаю, что хочу жить так, чтобы меня окружали хорошие, добрые, комфортные люди. Ведь только от нас зависит, кем себя окружить. Целей «полететь в космос» у меня нет (улыбается). Хочу, чтобы всегда была моя любимая работа, хотя это уже давно не работа, а смысл жизни. Просто люблю жизнь в ее сиюминутных проявлениях.

— Твое жизненное кредо?

Всегда оставайся человеком, в любой ситуации. Я верю в принцип бумеранга. Так, как ты поступаешь с людьми, также и жизнь будет поступать с тобой.

— Научился разбираться в людях?

Мне кажется, да. Ощущение своего человека — для меня важный момент. Не могу долго находиться рядом с тем, с кем не комфортно. У меня много друзей. Например, когда едут за границу, думают, где остановиться. У меня наоборот, как бы не обидеть, если к ним не заехать (смеется). Так что надеюсь, что моя книга увидит все страны мира, где живут мои друзья.

— Закончи фразу: «Больше всего на свете я бы расстроилась, если бы никогда не…»

Больше всего я бы расстроился, если бы никогда не полюбил. Настоящее чувство любви бывает как приятным, так и болезненным, но, наверное, без этого состояния влюбленности я бы не состоялся как личность. И в моей работе это тоже важный аспект. Да и вообще, без любви была бы жизнь такая скучная и совсем другая.

— Есть ли книга, фильм, человек, который изменил твое мировосприятие?

Не изменила, а подтвердила утверждение, что человечность прежде всего. Это Джоджо Мойес «До встречи с тобой» — замечательная книга, которую уже экранизировали. Тяжелая и легкая одновременно, жизненная. Она очень повлияла на мой внутренний мир. Люблю фильмы Кристофера Нолана, например «Интерстеллар» или его последний «Тенет», где показывается психология людей через призму времени. Как за 3 минуты можно потерять 50 лет жизни!
А персонаж, который меня вдохновлял и вдохновляет, но с которым, к сожалению, мне так и не удалось поработать — это Людмила Гурченко. Мне очень близка ее жизненная позиция, принципы и мировоззрение. В тяжелые моменты могу пересмотреть интервью этой великой актрисы и нахожу ответы на свои вопросы. Нравится ее фраза «Хорошего человека жизнь жмет, жмет, но отпускает». И формулу успеха она описала гениально: «Что такое успех? Первое — это случай. Второе — это внешность, но здесь можно отметить и характер, а третье — это талант».

Ростислав Рипка

шоу «Маска»
Предыдущий материал

Невероятные костюмы 2,7-метровой высоты: какие дизайнеры создают шоу «Маска»

Alyosha
Следующий материал

«Спать некогда»: многодетная мама Alyosha покорила сеть семейной прогулкой

Новости партнеров