Джамала: "Говорят, что мне все купил папа и что я вышла замуж за арабского шейха"

Джамала в журнале Вива
В нынешнем году на песенном конкурсе «Евровидение» Украину представит певица крымско-татарского происхождения Джамала с композицией «1944», вызвавшей большой резонанс не только в нашей стране, но и за ее пределами.

#@#

О том, как изменилась жизнь после победы в отборочном всеукраинском туре, о настоящих подругах и любимом человеке, о предательстве и порывах души, об изнанке отечественного шоу-бизнеса и прививке от «звездной болезни» Viva! и поговорила с Джамалой.

Репетиции, выступления, подготовка к конкурсу «Евровидение-2016» и интервью, интервью, интервью… Сегодня Джамала – одна из самых востребованных украинских персон в медийном пространстве Украины и Европы. «Мне кажется, что теперь моя жизнь состоит из одного бесконечного интервью, – признается наша героиня. – Меняются только люди, которые задают вопросы. Это началось сразу после полуфинала украинского отбора и продолжается до сих пор. Причем большая часть интервью делается для зарубежных СМИ: BBC, Reuters, Associated Press, France Press, France 24, Deutsche Welle, Euronews, ARD, ZDF, The Times, Bild, Die Welt, Stern… Всех не перечислишь…»

– Джамала, в 2016 году украинский отбор на «Евровидение» разительно отличался от конкурсов прежних лет. В чем ты видишь разницу?

Этот отбор кардинально отличается всем: от системы голосования до состава участников. Раньше все выглядело очень местечково, такой беспробудный совок, а система голосования позволяла сделать тот результат, который был нужен руководству Первого Национального. Это, конечно, очень отталкивало. В нынешнем году использовали купленный шведский формат, где все понятно, где есть четкий регламент и четкие правила: один СМС с одного номера. Ну, и конечно, состав участников в этом году был просто потрясающим, прямо фестиваль украинской альтернативной музыки!

Я всех ребят очень люблю и уважаю. И SunSay, и Hardkiss, и Brunettes Shoot Blondes, и Pur:Pur. Со всеми я общаюсь и сейчас, регулярно хожу на их концерты. Можно сказать, что произошел переломный момент для украинской музыки. Спасибо за это каналу СТБ и Константину Меладзе, который был музыкальным продюсером отбора. Благодаря им миллионы людей узнали, что в Украине существует огромное количество потрясающих музыкантов.

– И все же победила ты. Вообще тебе знакомо чувство злорадства?

Нет, это чувство у меня отсутствует. Скорее наоборот, я искренне радуюсь достижениям моих коллег.

– Скажи, о чем ты думала те полтора часа, пока шло зрительское голосование? Нервничала?

Очень нервничала! Я решила: если не выиграю отбор в этом году, значит, это очевидный знак, что Евровидение не мой путь. Тогда просто продолжу писать свои альбомы, выступать на фестивалях и давать концерты, а о конкурсах забуду навсегда.

Джамала в журнале Вива

– У тебя уже была одна неудачная попытка поехать на Евровидение. И ты предприняла вторую, преодолев обиду. Что это: упрямство, желание кому-то что-то доказать, упорство, свойственное твоей натуре, уверенность, что только ты и никто больше? Может, тебя кто-то подбадривал и вселял уверенность?

Наоборот, меня все отговаривали. Мама сказала: «Ну, если у тебя есть лишние нервы, чтобы участвовать в этом опять, иди!» У меня было желание избавиться от шлейфа «несправедливо обиженной», который тянулся за мной с 2011 года. На протяжении двух лет каждый второй считал нужным сообщить мне, что ему очень жаль, что не я поехала на Евровидение. Это немножко надоело, потому что мне не нравится позиция обиженной девочки. Я не живу только Евровидением, для меня главное – мое творчество и все, что с ним связано. Если бы у меня не было песни «1944», которую мне очень хочется показать максимальному количеству людей, я бы ни за что не пошла на отбор во второй раз.

Джамала в журнале Вива

– Прокомментируй реплики злопыхателей, которые называют твое выступление на Евровидении-2016 очередными «Гринджолами».

Это самый смешной комментарий, который я слышала после Евровидения. Вообще не понимаю, что именно у этих людей вызывает подобные ассоциации? Насколько я помню, «Гринджолы» направили на Евровидение чуть ли не указом президента, не было вообще никакого отбора. Они постоянно выступали на Майдане в 2004-м, у них была одна-единственная песня – больше никто о них ни до, ни после ничего не слышал.

Я выступила на отборе с песней, которая была написана еще полтора года назад, просто мы ее не выпускали. Она о трагедии, которая произошла с моей семьей, моей прабабушкой, всем крымско-татарским народом. Я прошла отбор, в котором участвовали невероятные музыканты со своей огромной аудиторией, и победила по результатам зрительского голосования, то есть по самому объективному критерию. Меня выбрали люди, а не президент. Что в этих двух историях можно найти общего вообще?

Джамала в журнале Вива

– Исчерпывающий ответ. Ты производишь впечатление сильной и самодостаточной женщины. Но даже такой нужна поддержка в виде надежного плеча. Такое плечо есть в твоей жизни?

Да. По-моему, очень важно иметь сильное плечо, особенно в минуты отчаяния, когда кажется, что ничего не получается. Когда вышел альбом «Подих», я очень переживала, как его воспримут слушатели. И во время отбора на Евровидение переживала. Вообще, переживаний в жизни достаточно. Я не буду строить из себя супервумен – не люблю формулировку «сильная женщина», потому что это чушь. Я на самом деле обычная девушка, которая хочет любви и ласки, но при этом целеустремленно занимается своим делом. Делает то, что умеет, и старается делать это хорошо. Так что сильное плечо, конечно, у меня есть, и это мне очень помогает.

– Как ты ведешь себя, когда нервничаешь?

Ужас, я ненавижу себя, когда нервничаю! Просто закрываюсь, ни с кем не разговариваю. Это длится недолго, может, минут двадцать. В этот момент меня раздражает абсолютно все, но я никогда не грублю, просто молчу. Даю понять, что на какое-то время меня нужно оставить одну. И только молитва в этот момент может вернуть меня в нормальное состояние. После молитвы у меня возникает ощущение, что надо мной образовался энергетический купол, и я в безопасности.

– Что тебе еще помогает сохранить душевное равновесие? Как ты снимаешь стресс?

Набираю полную ванну, насыпаю туда соли, взбиваю пену и сажусь отмокать. Еще хожу на тайский массаж, мне очень помогает. Могу посмотреть хорошее кино, встретиться с друзьями.

– Как выглядит твой сон-кошмар?

С детства я ненавидела цирк и клоунов, и когда обижали животных. Поэтому мой сон-кошмар – клоун на арене цирка мучает слона.

– Ты можешь описать свой характер пятью-семью короткими фразами?

Трудолюбива. Упрямая, но умею прислушиваться. Если виновата, извиняюсь. Повышенное чувство справедливости, которое иногда мешает мне жить. И перфекционизм, который сжирает меня, – не могу прощать себе ошибки. Очень долго переживаю, пока сама себе не скажу: «Ну, ладно, что-то не получилось, прости». В целом я достаточно мечтательная натура. И мои мечты приводят меня к желаемому. То есть я могу себе нарисовать что-то, и это может прозвучать нереально, но потом через какое-то время это осуществляется.
Я романтичная, ранимая. Но считаю себя реалистом.

– Ты сентиментальна?

Очень! Могу заплакать во время песни, фильма, из-за собачки или кошечки. Стараюсь не смотреть фильмы о животных, если с ними там происходит что-то нехорошее, потому что у меня потом истерика на два часа.

– Что для тебя важнее: прийти чуть раньше или немного опоздать?

Прийти чуть раньше.

– Уверенность в своих силах и самоуверенность – это одно и то же?

Нет, это разные вещи. Я уверена в своих силах, но я не самоуверенный человек. Если я берусь за что-то, буду работать день и ночь, чтобы сделать это на максимально высоком уровне. Я верю в себя. Но при этом я прислушиваюсь к мнению других людей. Не всех, конечно, только тех, кому я доверяю.

– А кому ты доверяешь? Кому, например, среди ночи можешь позвонить?

Есть несколько людей, которым я всегда могу позвонить, – это мои подруги Гаянэ и Сабина, мой продюсер Игорь Тарнопольский и, конечно, мой молодой человек. Хотя, мне кажется, с появлением социальных сетей и мессенджеров звонить посреди ночи уже не обязательно. Если тебе очень тоскливо, ты можешь просто отправить своему другу грустный смайлик. И можно прекрасно пообщаться, необязательно звонить и дышать в трубку. Мне это очень нравится. Я часто общаюсь с друзьями в Вайбере, Вотсапе и Фейсбуке. Я больше люблю писать, чем говорить. Иногда так наговорюсь за день, что больше не хочу произносить ни слова.

 – Ты упомянула о подругах. Веришь, что возможна дружба между женщинами?

Мне кажется, возможна, но только если эта дружба началась в детстве. С одной из моих лучших подруг мы дружим с пяти-шести лет, со второй – с десяти. Мы постоянно общаемся, несмотря на то, что почти все они живут не в Киеве. Это позволяет нам оставаться такими же близкими, как в детстве.

Джамала в журнале Вива

– Ради высоких целей можно пожертвовать дружбой?

Нет. Я думаю, что нет в мире таких вещей, ради которых нужно жертвовать отношениями с близкими людьми.

– Цель оправдывает средства?

Ни в коем случае! Если б я шла к своей цели любыми путями, была бы другим человеком. Возможно, я бы осталась в Лос-Анджелесе, как мне предлагали в 2010-м. Но я не смогла переступить через себя и пойти на предложенные условия. Таких выборов в моей жизни было очень много, но я всегда старалась соблюдать чистоту в средствах, с помощью которых достигаются цели. Важнее окружать себя настоящими людьми, чем жить во дворце, но без друзей вокруг.

– Ты сталкивалась с предательством?

Да, конечно. Это очень больно. Каждый из этих случаев оставил рубец на сердце.

– Французский гений дипломатии Талейран говорил: «Никогда не действуйте по первому побуждению. Оно, как правило, бывает благородным». Ты можешь позволить себе такую роскошь, как спонтанные поступки в порыве души?

Могу сказать, что практически всегда так и действую. Спонтанные решения всегда подсказывает сердце. Я не взвешиваю все за и против, потому что четко понимаю, как именно хочу поступить.

– Каким из своих последних поступков ты гордишься больше всего?

Публично гордиться своими поступками нескромно, мне это претит. Ты можешь быть довольной каким-то моментом, но не более того. К примеру, я довольна тем, как прозвучала песня «1944», как она была принята, как на нее отреагировали. Но я этим не горжусь.

– Чего ты боишься перед выходом на сцену?

Реакции людей. Мне кажется, каждый артист боится и любит людей одновременно, потому что реакцию публики предсказать невозможно. Это единственный страх. Но как только я выхожу на сцену, я уже не боюсь, я обожаю каждого, кто пришел на этот концерт.

– Джамала, как тебе живется в среде шоу-бизнеса? Ты соблюдаешь его неписанные законы или предпочитаешь сама их диктовать?

Наверное, не соблюдаю. Я хожу на мероприятия, только когда у меня есть время и желание и только если меня это по-настоящему интересует. Больше всего люблю музыкальные фестивали и тусовки музыкантов. Я не поддерживаю связь практически ни с кем из шоу-бизнеса. Уважительно ко всем отношусь, но мы не дружим, не созваниваемся, не дарим друг другу подарки на дни рождения. Я не подстраиваюсь под массовый вкус, не пишу песни под радиоформат, не снимаюсь в откровенных фотосессиях. Получается, что играю по собственным правилам.

Джамала в журнале Вива

– Какие стереотипы изнанки шоу-бизнеса ты бы хотела опровергнуть?

Есть стереотип, что артисты – это какие-то небожители. Будто они целыми днями сидят на мягких диванах с шампанским в руках, с клубникой и черной икрой. Что достаточно написать супер-хит и спокойно почивать на лаврах. Это, конечно же, далеко не так. Даже те артисты, у которых миллионы просмотров видео и концерты каждый день, далеко не богачи. Никто не разъезжает на «бентли», а все трудятся и думают, как написать хорошую песню, чтобы ее полюбили люди. Миф о басно-словном богатстве артистов людям навязал телевизор. Поэтому многим кажется, что звезды могут раздавать мешки денег налево и направо. Но у нас не Лос-Анджелес, у наших артистов совсем другой уровень дохода.

– Что меняется в жизни людей, когда они становятся знаменитыми? Что изменилось в твоей жизни?

У известности есть свои плюсы и минусы. Например, мне очень приятно, когда украинские дизайнеры присылают мне наряды, в которых они хотели бы меня увидеть. Это очень приятно, я с удовольствием принимаю эти подарки. Если моя популярность помогает продвижению украинских брендов, я очень рада. А из негативного – личного пространства становится все меньше, все хотят знать, где ты ешь, где смотришь кино и с кем встречаешься. Хочется расслабиться и не делать селфи каждые пять минут. Получается, что ты все время на работе. Поэтому я люблю отдыхать за пределами Украины. Там можно погрузиться в мое любимое «состояние Маугли».

– Ты знаешь, как избежать звездной болезни? И нужно ли это вообще делать?

Мне кажется, звездной болезни подвержены люди, которым случайно свалилась на голову слава, деньги и власть. Потому что если ты пережил все этапы постепенного восхождения, то не теряешь связи с реальностью. Ты помнишь каждый свой шаг и осознаешь, что ты просто маленькая песчинка в огромной Вселенной. И то, что тебя узнают и просят автограф на улице в Киеве, не говорит о твоем величии или значимости в мировом масштабе. Даже если тебе говорят из каждого утюга, что ты звезда и молодец, нельзя на этом зацикливаться. Я бы посоветовала артистам, у которых развивается звездная болезнь, чаще выезжать на зарубежные фестивали. Это помогает осознать свое место в мире и побуждает стремиться к новым достижениям.

– Ты откровенный человек? Можешь сказать человеку правду в лицо?

В последнее время с правдой в лицо дела обстоят очень сложно. Пару раз я ловила себя на том, что если хотя бы немного критиковала музыкантов в личной беседе, это их обижало. И потом я себя ругала за то, что сказала правду. Может, нужно было как-то обойти острые углы, может, надо было как-то перефразировать. Музыканты очень ранимые, потому я пересмотрела свое отношение к этому вопросу. Обманывать я не собираюсь, но если мне что-то не нравится, говорить об этом не буду. Буду делать акцент на позитивных сторонах, а о плохом и без меня найдется кому сообщить.

– Какой слух о тебе самый невероятный и какой самый шокирующий?

Самый невероятный – это то, что мне все купил папа. Мой папа – простой человек, скромнейший, который занимается земледелием, выращивает фрукты, причем на уровне домашнего хозяйства. Их хватает, чтобы угостить родственников и прислать мне, но не более того. Так что подобное даже теоретически невозможно. А самый шокирующий слух, что я вышла замуж за какого-то арабского шейха.

– У тебя есть талисман?

У меня есть особенные вещи, но я не считаю их талисманами. Не хочу привязываться к какому-то одному предмету. Ведь потом, не окажись его под рукой, я буду паниковать. Ты становишься зависим от талисмана. А зависимость – это плохо. У меня есть какие-то вещи, которые, по мнению моей мамы, защищают меня от сглаза.

– Как смена имени повлияла на твою жизнь?

Я не считаю, что на мою жизнь повлияла конкретно смена имени. По крайней мере, я этого не чувствую. На мою жизнь повлияло очень много разных факторов, и имя далеко не первый из них.

– Закончи фразу: «После победы на Евровидении я...»

…поеду с туром по Европе.

Джамала в журнале Вива

Фото: Саша Самсонова

Татьяна Витязь, Денис Козловский

Следите за нашими новостями в соцсетях: Viva! в Facebook и ВКонтакте

Во имя красоты: Даутцен Крус показала, как готовится к Каннскому фестивалю
Предыдущий материал

Во имя красоты: Даутцен Крус показала, как готовится к Каннскому фестивалю

Мадонна о своем шокирующем наряде на Met Gala 2016: "Это было политическое заявление!"
Следующий материал

Мадонна о своем шокирующем наряде на Met Gala 2016: "Это было политическое заявление!"

Новости партнеров