#@#
Мы застали Джамалу в ответственный момент – она прослушивает финальную версию своей новой композиции «Квіти мають очі». Песня должна войти в саундтрек фильма «Поводырь», в котором Джамала сыграла главную женскую роль – актрисы и певицы харьковского театра. Последние аккорды растворяются в тишине, она переводит сосредоточенный взгляд от окна студии на сидящего напротив звукоинженера и высказывает несколько кратких замечаний. Потом поворачивается к нам и широко улыбается: «Готова ответить на все вопросы!»
– Как прошли съемки?
В первые дни, конечно, был определенный мандраж на площадке. Казалось бы, у меня есть опыт съемок в видеоклипах и телепрограммах, я играла разные характеры в оперных спектаклях. Но какой-то страх все равно присутствовал, потому что кино для меня – сфера абсолютно новая. Очень помог режиссер Олесь Санин и оператор Сергей Михальчук. Потрясающие профессионалы, они делали все, чтобы я чувствовала себя комфортно на площадке. Находили нужные слова, когда чувствовали, что я слишком волнуюсь. Приводили примеры, рассказывали, сколько дублей было у именитых актеров. Запомнился последний съемочный день, когда прозвучало «Стоп! Снято!», и Олесь вынес огромный букет роз, шампанское и конфеты. Наверное, только тогда я осознала, что в моей жизни произошло что-то абсолютно новое и прекрасное.
ЧИТАЙТЕ: Джамала: "Моя личная жизнь складывается прекрасно"
– Похожа ли на тебя героиня, которую ты играешь в этом фильме?
И да, и нет. С одной стороны похожа, потому что она певица, она знает, что значит выходить на сцену, волноваться, переживать. Но по характеру она гораздо сильнее. Она жила в очень жестокое время, когда за любое неверное слово ее могли убить, она могла просто исчезнуть, как дым. Поэтому сыграть ее было сложно. В такие моменты Олесь говорил: «Так, ты играешь себя. Перестройся!» Он описывал мне обстоятельства моей героини: «За тобой постоянно следит НКВД, ты пытаешься что-то скрыть, ты все время играешь, ты настоящая только тогда, когда ты в гримерке наедине со своим голосом. Только тогда ты – это ты». Когда Ольга поет, это я. А вот когда она вне своей профессии, в личной жизни, в чувствах, мы с ней совсем разные.
– И в чем заключаются эти отличия?
Она довольно холодная и при этом достаточно кокетливая. У меня в общении с мужчинами нет этого кокетства. Ее задача привлечь как можно больше мужского внимания, потому что красота и голос – это ее единственное оружие, с помощью которого она может влиять на ситуацию. И она использует это по максимуму, поэтому зачастую невозможно понять: она действительно говорит то, что чувствует, или по-женски играет. Мне это совершенно не присуще, я всегда говорю то, что я чувствую. Когда мне в первый раз признались в любви, я сказала в ответ «спасибо». Мне казалось нечестным сказать «я тоже тебя люблю», если я этого не чувствую. Спасибо – не самый худший ответ в данном случае. Я очень честно выражаю свои эмоции, даже чересчур открыто, пожалуй.
– Это помогает? Какая складывается твоя личная жизнь?
Моя личная жизнь складывается прекрасно. Она есть и она личная, поэтому я никогда об этом особенно не распространяюсь. Но человек не может жить, творить, не будучи вдохновленным другим человеком, взаимными чувствами и переживаниями. Мне кажется, это очень важный фактор в жизни.
– Скажи хотя бы, это новые или давние отношения?
Это давние дружеские отношения, относительно недавно перешедшие в новое качество. Личные отношения, которые выросли из дружбы. Часто из друзей, по-настоящему родственных душ, получаются хорошие пары.
– Ты влюбчивый человек?
Я влюбчивый, но в случае, если любовь взаимная (улыбается). По крайней мере, так было в 99 процентах случаев. Я никогда не полюблю человека, который не любит меня. Может, это прозвучит самоуверенно. Но я сейчас перебрала в голове все свои истории, их было немного, но практически во всех случаях любовь была взаимной. Я не знаю, как это происходит, какой-то одновременный обмен на энергетическом уровне. Я точно знаю, что я люблю этого человека, а он любит меня.
– Замуж собираешься?
Пока нет. Хотя сейчас задумываюсь об этом чаще, чем когда-либо.
– А не возникает желание познать радости материнства?
Как сказала моя мама на днях, увидев, как я играю с детьми: «Мне кажется, тебе пока еще дети не идут». Я не смотрюсь с ними органично, как мама с ребенком. Я люблю детей, и они ко мне тянутся, где бы я ни находилась. Мне кажется, дети меня кардинально поменяют. Поменяют и образ жизни, и мировоззрение, и подход к творчеству. Я отношусь к людям, которые поздно взрослеют. Я считаю себя мудрой, но не взрослой. Случаются ситуации, которые я совершенно не могу разрешить, мне гораздо проще, как ребенку, отшутиться, воспринять это поверхностно и не углубляться в проблемы. Я соткана из противоречий, потому что, с одной стороны, я очень ответственный и дисциплинированный человек, с другой стороны, иногда веду себя как ребенок, потому что не хочу вникать в определенные вещи. У детей нет страха и сомнений. Мне кажется, это главное отличие детей от взрослых. В процессе взросления мы теряем это ощущение спокойствия, мы начинаем всего бояться. Пока я чувствую, что бесстрашна.
– Ты сможешь совмещать семью и активную карьеру певицы?
Сейчас я, конечно же, отвечу, что нет. Я хочу петь, только петь, и пусть в моей жизни будет сцена 24 часа в сутки. Но я не знаю, как я буду к этому относиться, когда у меня появится семья и ребенок. Поэтому я этого боюсь. С другой стороны, я бесстрашная, потому что не боюсь откладывать такие важные вещи на будущее. Ведь все постоянно подводят какие-то итоги, в 30 лет должны быть дом, семья и так далее. Я на этом не заморачиваюсь. Видимо, в этом и проявляется моя детскость. Мне кажется, я все успею. Может, с женской точки зрения это неразумно, но я считаю, что сейчас для меня важнее успеть все сказать в музыке. Я смотрю на своих коллег, которые рожают и после двух недель сразу выбегают на сцену. Тоже вариант. Но, мне кажется, это несправедливо по отношению к ребенку. Хотя неизвестно, что будет у меня в голове, когда появятся собственные дети.
– Скоро тебе 30…
Мысленно себя к этому готовлю, чтобы для меня не стало неожиданностью, когда я увижу это написанным, или кто-то произнесет это вслух.
– Страшно, что время летит так быстро?
Да, как-то страшновато. Даже не ожидала этого от себя. Очень быстро пролетело время, и вот тебе 30. Хотя, если оглянуться назад, сделано немало. И консерваторию закончила, и успела победить кое-где, и два альбома записала. Но мне все время кажется, что я могла бы сделать больше. Я только сейчас осознаю, что я совершеннолетняя. Если бы можно было, я давала бы совершеннолетие в 30 лет. Я сейчас себя чувствую намного круче, чем в 18. Думаю, почему у меня не было таких мозгов тогда? Почему я начала писать песни в 25, а не в 17? Почему я так долго стеснялась?
– А что ты считаешь своими главными достижениями за этот период жизни?
То, что я не растеряла стремление реализоваться и не предала свою мечту. Это же по сути детская мечта – стать певицей. И в детстве, и в подростковом возрасте было множество моментов, которые могли меня сломать, отбить желание петь.
– Какие твои первые воспоминания, связанные с музыкой?
Я помню, как смотрела мюзикл с Барбарой Стрейзанд и Луи Армстронгом. Очень маленькая была. Я просто приклеилась к телевизору, музыка вызвала у меня неописуемый восторг. Мне было легче, чем другим людям, полюбить музыку, потому что у меня родители музыканты. Папа закончил консерваторию по специальности «дирижер», великолепно играет на аккордеоне. В тот период он активно выступал на крымско-татарских свадьбах, играл народную музыку с живым квартетом. А мама – пианистка, преподавательница в музыкальной школе. Если меня не с кем было оставить дома, мама брала меня с собой, я сидела и слушала, как занимаются другие детки. А вечером ходила с мамой и сестрой на свадьбы и слушала, как выступает папа.
– А сама любила выступать?
Я всегда выступала на всех школьных концертах. Я не была отличницей, такие предметы, как физика, химия, алгебра, геометрия, для меня это был ужас. Я гуманитарий, мне нравились литература, иностранные языки. Мою среднюю успеваемость в точных науках компенсировало то, что я пела, учителя меня любили и могли сделать какую-то поблажку, пойти на встречу. Конечно, это вызывало раздражение у моих одноклассников.
– Вернемся из прошлого к совсем недавним событиям. Как в этом году прошла «Новая волна»? Все недоразумения с организаторами разрешились?
Все прошло замечательно! Прекрасно прошла премьера моей новой песни «У осени твои глаза». Вообще, в этом году они сделали все, чтобы я почувствовала, что они ко мне относятся очень хорошо. Все постоянно выражали респекты моей музыке, спрашивали какие-то советы. Смешно сказать, даже Игорь Яковлевич Крутой после исполнения своей песни подошел и спросил, не фальшивил ли он на сцене. Обычно такие люди, как он, не ищут поддержки, они абсолютно самодостаточны.
– Совсем недавно ты была еще на одном фестивале, в Роттердаме.
Да, North Sea Jazz! Три дня музыкальной сказки! Вообще, признаюсь, кроме любимого фестиваля, Голландия для меня – лучшее место для шоппинга. Есть никому не известные голландские бренды, которые делают очень интересные и качественные вещи. Неожиданно нашла очень классных японских дизайнеров, купила прекрасные туфли Balenciaga, кое-какие украшения. Меня удачный шопинг, как любую девочку, очень радует. Так что купила несколько платьев и несколько новых виниловых пластинок для своей коллекции (улыбается).
– Кроме Голландии, какие-то интересные поездки в ближайшее время намечаются?
Собираюсь поехать к Виктории Платовой (российская писательница, автор текстов нескольких песен Джамалы. – Прим. ред.) в Испанию. У нее свой дом в Валенсии, она ждет меня, чтобы приступить к новым песням. Скорее всего, там и отпраздную свой день рождения. Не хочу делать из своего 30-летия шумное событие, устраивать пышные празднования и так далее. Я не понимаю, когда на подобных праздниках работают журналисты. Для меня это момент, когда человек должен скорее побыть наедине с собой, рядом должны быть только близкие. Из Испании вернусь практически на свой концерт – 20 сентября у меня будет сольник в Киеве, в «Зеленом театре». А в конце осени поеду в тур по Украине со своим новым альбомом All or Nothing – «Все или ничего!»
Фото: Саша Самсонова, Viva!
Денис Козловский