Герой АТО Воропай: Если бы заранее знал, что со мной произойдет, все равно пошел бы на войну

Владимир Воропай
Сайт Viva.ua публикует истории героев нового спецвыпуска "Viva! Победители", подготовленного командой журнала Viva! и ТСН.

Это 15 вдохновляющих историй о мужестве и силе духа ветеранов АТО и паралимпийцев, которые потеряли части тела, но не потеряли жажды жизни.

Сегодня - рассказ об отважном морском спецназовце Владимире Воропае. Все средства по продаже журнала пойдут на психологическую реабилитацию и спортивное протезирование ветеранов АТО.

Владимир Воропай из элитного морского спецназа взорвался на мини и потерял ногу. После ранения и нескольких операций его мучила такая страшная боль, что медики не знали, как начинать протезирование. После экспериментального лечения 70-градусным морозом и продолжительной реабилитации он не только может нормально ходить, но и вернулся в военную службу. Муж уверен: если бы не ранение, не нашел бы новых друзей и любимую жену.

Подтянутой спортивной фигуре 45-летнего Володи позавидовали бы не только его сверстники, но и вдвое младшие парни. Во время съемок «Победителей» его заставляют балансировать на тоненькой доске на высоте метра от пола, а затем – сражаться с невидимым противником. Мастер по рукопашному бою умело, будто каскадер для кино, наносит удары той же протезированной ногой. По ходу же, когда он в одежде, догадаться об особенностях его тела совершенно невозможно.

Родственника-волонтера похитили на Донбассе

Родился будущий спецназовец в День защитника Украины и украинского казачества, 14 октября. Родители –ndash; обычный рабочий и воспитательница в детском саду. Вырос в Харькове, отбыл срочную службу в армии, окончил пединститут. Всю жизнь работал инструктором по выживанию и охранником.

Герой нового спецвыпуска

Фото: Александр Мордерер

Обложка нового спецвыпуска журнала «Viva! Победители». Приобрести спецвыпуск можно в киосках с прессой во всех городах Украины, кроме зоны АТО и АР Крым. Все средства по продаже журнала пойдут на психологическую реабилитацию и спортивное протезирование ветеранов АТО.

Вторая часть социального мультимедийного проекта  «Победители» - совместная работа команды Телевизионной службы новостей ТСН на телеканале 1+1  и Viva! Лучший журнал о звездах.

Проект «Победители» - это и поразительные фото, созданные Александром Мордерером и Татьяной Рублевой, и видеоарт с невероятными кадрами со съемочной площадки, и цикл новостных сюжетов ТСН, и специальный благотворительный выпуск журнала VIVA! Победители.

В кадре – люди с неограниченными возможностями, ветераны АТО и паралимпийцы, потерявшие части тела, но не потерявшие силы духа! 15 новыхвдохновляющих историй о мужестве и победах над собой, над болью, над обстоятельствами.

Партнерами «Победителей» стали: Андрей Мацола, основатель Центра практической помощи защитникам Украины AXIOS, Министерство иностранных дел Украины, Национальный паралимпийский комитет, благотворительный фонд «Сердце воина», Клиника доктора Валихновского, туристическая компания «ФеерияUkraine&raquo визита Ника Вуйчича в Украину агентство Key Strategy, дизайнер Андре Тан.

Наши достижения: За первый год существования проекта мы совершили всеукраинский и мировой выставочный тур. Выставка посетила 15 стран и 18 городов. За это время более 20 млн человек узнали о проекте.

Спецвыпуск «VivaПобедители 2» - 15 вдохновляющих историй о ветеранах АТО и паралимпийцах, которые потеряли части тела, но не потеряли силы духа и жажды жизни.

«Команда Viva! сегодня представляет новый спецвыпуск «Viva! Победители», который стал логическим продолжением мультимедийного проекта «Победители». Благотворительный номер уже можно приобрести в киосках прессы по всей Украине», - сказала главный редактор журнала Viva! Иванна Слабошпицкая.

Все средства по продаже журнала пойдут на психологическую реабилитацию и спортивное протезирование ветеранов АТО.

Герой нового спецвыпуска
</em >

Владимир признается, что для него война фактически началась с появления русских флагов в родном городе и семейной трагедии. «Я не знал, что такое Майдан. Не интересовался, за какие ценности там борются люди. Начал прозревать, когда увидел Межигорь, золотые батоны и дачу бывшего генпрокурора Виктора Пшонки, – тихо и сосредоточенно говорит Владимир. – Окончательно же меня "достало", когда увидел российские флаги на подозрительных массовках в Харькове. Раньше не считал россиян врагами, но и эти флаги, и захват Крыма – . это уже было слишком. К сожалению, у меня был еще и очень личный повод взять в руки оружие: муж моей сестры был волонтером, майдановцем. Мы склонны считать, что когда сепаратисты временно захватили власть в Краматорске, его пленили чеченские боевики. Он пропал без вести.

Исчезновение родственника-активиста и стало той же последней каплей. Володя пошел в военкомат проситься на войну. Его записали в резервисты и вызвали в январе 2015 года. «Моя профессия, хорошая физическая подготовка, умение обращаться с оружием – поэтому меня сразу распределили в элитный 73-й центр морских спецопераций. Простым языком, на войну я пошел морским котиком. Чувствовал себя в своей тарелке.

Взорвался на мини после ночного боя

Охотно рассказывая о своей жизни, Воропай, однако, молчит о боевых операциях, в которых успел принять участие. Это особенности самого подразделения. «Вообще ничего нельзя говорить. И так рискую, что сейчас интервью даю, – объясняет он. – Тем более, я продолжаю нести службу и благодарен командиру, давшему на это добро. Сейчас участвую в физической подготовке личного состава. Принимаю нормативы, слежу за тренажерами, снарядами, оборудованием. Психологически очень трудно было перейти с боевых выходов на такие обязанности. Моя боевая группа была для меня семьей.

Все же Володя делится не слишком приятными воспоминаниями о том, как получил ранения. «13 июня 2015 года мы выполняли задание ночью. Нас встретил враг – открыл огонь с близкого расстояния. Мы нуждались в подкреплении, и не имели связи. Было очень жарко. Даже думали, что наш командир погиб. Я как его заместитель принял решение идти за помощью. Отправились в сторону наших позиций вдвоем с напарником. Я был запирающим – постоянно оглядывался, чтобы нас не догнали. Поэтому в какой-то момент я отстал, начал двигаться не по его следам и взорвался на мини, – напоминает он.

Объясняет: сначала слышишь взрыв, а потом тебя подбрасывает вверх, переворачивает. Под влиянием адреналина не чувствуешь страха и паники, а начинаешь словно выполнять программу по оказанию себе первой помощи. «Сразу потрогал ногу. Понял, что ее больше у меня нет. Вторая нога была иссечена осколками и камнями, из пробитой и обожженной руки тоже текла кровь. Из дыры в руке я вытащил кусок своей перчатки. Товарищ услышал взрыв, вернулся за мной. Помог наложить первый жгут, еще с двумя я справился сам. Снял с меня амуницию, – спокойно рассказывает Володя и показывает в телефоне фото почерневшей воронки от взрыва и собственный ботинок в ней. – Видите, это ребята сняли на следующий день, когда вернулись за моей снарягой. Там целое минное поле оказалось при свете дня. К слову, идентифицировать мину так и не смогли. Наверное, какие-то новые разработки «братского» военпрома».

Герой нового спецвыпуска

Фото: Александр Мордерер

Напарник нес меня на себе два километра

Если бы не напарник, сейчас признается Воропай, шансов спастись было бы очень мало. «Я пытался сначала прыгать на одной ноге, опираясь на его плечо, но терял силы. Один из жгутов был наложен неправильно – и поэтому я потерял очень много крови. Начал терять сознание. Тогда мой напарник взял меня на плечи и унес на себе. Это все длилось километра два. Мы оба были истощены. Поэтому сказал ему идти дальше к нашему самому, объяснил направление. Пытался ползти в ту же сторону, но терял сознание. В конце концов, помощь за мной вернулась – сам, конечно, я бы никуда не дополз. Да и они бы не могли ждать, потому что уже должны были перемещаться в другую точку.

Далее была эвакуация в больницу, сложные операции, галлюцинации. При этом Владимир решил не сообщать никому из родственников о происходящем.

«Меня донесли на оговоренное место встречи с группой поддержки. Командир сводного отряда на своей машине прорвался через те проклятые минные поля и довез в сопровождении медика подразделения на наш блокпост. Там нас ждала и скорая. Сначала меня доставили в больницу Мариуполя, прооперировали. Когда пришел в себя, у меня были галлюцинации. «Воевал», кричал, думал, что стреляю в кого-то. Еще не знал на тот момент, что командир выжил в том бою. Переживал его смерть» гораздо острее, чем потерю собственной ноги. Затем переправили в Днепр самолетом, где от ноги пришлось отрезать еще шесть сантиметров. Ткани были уже мертвые, врачи объяснили, что их не спасешь, – восстанавливает он последовательность событий.

Безумел от боли, но отжимал гантели

В то время Воропай думал, что во время лечения не возникнет никаких проблем, и он уже «на двоих» приедет в гости к маме, обо всем расскажет. «Надеялся, что будет легко и просто. Зашьют, поставят протез, и уже тогда появлюсь дома. Маме я не сказал, что сражаюсь в боевом подразделении, еще и в спецназе. Поэтому вместо мамы и сестер со мной в госпиталях болтались волонтеры. Кормили, отвлекали, возили на концерты, в дельфинарий. Ну и собратья звонили, постоянно поддерживали, – с усмешкой говорит участник проекта. Однако проблемы начались с самого начала. Муж мучился от изнурительной постоянной боли, не мог спать по ночам. Врачи – и те ужасались и только разводили руками. Однако уже тогда, в реанимационном отделении, он сказал себе, что будет нормально ходить и не собирается слышать в свой адрес слово "инвалид". Превозмогая боль, начал делать физические упражнения. «Я лежал на больничной койке и тренировался с гантелями. Хотя бы руками, как-нибудь, но я занимался спортом вместе с другими ранеными из моей палаты. Нам помогали физиотерапевты. Это был единственный способ отвлечься от боли. Никакие лекарства не действовали. Так продолжалось около полутора месяцев. Нервная система уже просто не выдерживала. Из-за болевого синдрома и речи не было об установлении протеза. Сомневались даже, удастся ли это сделать».

Герой нового спецвыпуска

Оставляли голым в морозильной камере при - 75 °С

Спас от боли научный эксперимент. Знакомые волонтеры предложили пройти в Харькове лечение холодом. «Справиться с болью помог курс криотерапии. Это когда тебя полностью раздевают и заводят в одних трусах и шапках в морозильную камеру. Температура в ней колеблется от 70 до 75 градусов мороза. Сначала стоишь там одну минуту, потом две, и так до шести минут максимум. У меня было до трех десятков таких сеансов – – рассказывает Володя. – Возможно, в будущем придется повторять процедуры, ведь боль может возвращаться.

Осенью 2015-го, когда острая боль наконец исчезла, можно было перейти к протезированию. Подбор «новой ноги» удался, наконец, с шестой попытки. Особенность этого протеза в том, что он приспособлен только для ходьбы в повседневной жизни, но отнюдь не для спорта или профессии Володи. Он ведь продолжает служить в 73-м центре. «Протезирование, реабилитацию – все это мне сделали за государственные средства. И стопа у меня стоит немецкая, современная. Ходить в ней пешком – сплошное удовольствие, не на что жаловаться. Но для дальнейшей службы в армии мне нужен спортивный протез, рассчитанный на серьезные физические нагрузки. Ориентировочно его стоимость в зависимости от комплектации может колебаться от 180 до 300 тысяч гривен, – рассказывает спецназовец.

Прыгал с парашютом и хочет еще

Уравновешенный и тихий на протяжении всего разговора, Володя считанные разы срывается на эмоции, повышает тон, смеется. У него по-детски радостно горят глаза, когда он вспоминает, как впервые после ранения встал на обе ноги. «Держился за специальные поручни руками, не мог еще идти, но в голове уже пульсировало «У меня снова есть нога!» Я понимал, что если я буду в одежде, никто ничего не заметит! Как будто снова чувствовал себя человеком, – описывает он свои переживания. – А потом оно как все происходит? Вот ты на двух костылях, вот на одной, вот держишься за плечи реабилитолога, вот он отпускает тебя от себя на несколько шагов, тогда пройтись по коридору, а вот ты уже играешь с ним в футбол.

Сегодня Воропай уверенно видит себя на службе: хочет быть полезным своему подразделению, делиться опытом с младшими товарищами. Для этого он должен был полностью восстановиться физически. Через день он тренируется в течение 1-2 часов: занимается кроссфитом, качает пресс, отжимается, подтягивается, приседает и даже недавно пробежал триста метров. Также готовится к международным спортивным играм ветеранов INVICTUS GAMES в Канаде – среди дисциплин выбрал себе гребли и велосипед. Планирует несколько раз в неделю ездить в Николаев в тренажерный зал, так как в родном Очаке нет современного спортивного оборудования.

И хотя уже после ранения Володя прыгал с парашютом с 4000 метров в паре с инструктором, пока он крайне ограничен техническими возможностями своего протеза. «У меня действительно высокая планка. Хочется быть наравне с другими товарищами: регулярно бегать кросс, поднимать штангу, погружаться с аквалангом, прыгать с парашютом. Не собираюсь подстраивать свою жизнь под протез! Пусть протезирование учится удовлетворять потребности таких, как я, – убежден «морской котик».

Кроме того, главный корабельный старшина Воропай мечтает получить собственное жилье, купить машину и наконец переманить любимую жену-волонтера из Харькова в Очаков. 

Надежда Пинхасова, жена:
«Первое предложение жениться восприняла как шутку»

Володя познакомился с будущей женой летом 2015 года: его привезли в харьковский Институт протезирования, а она как волонтер пришла навестить «новенького» в одной из палат. «Наверное, была какая-то симпатия с его стороны. Он попросил мой номер, стал писать. Я ведь не могла игнорировать его – человеку нужно общаться, возвращаться к жизни. Но отошники на лечении частенько ухаживают, поэтому я привыкла подобные вещи либо отсекать, либо переводить на шутку. Однако за полгода Володя предложил жениться. Я всерьез это не восприняла, предложила и дальше быть друзьями. Через некоторое время как-то в шутку сбросила ему ссылку на проект, в котором люди женятся за 24 часа. Собственно, так мы и сделали, – рассказывает Надежда. – Он победил своей настойчивостью и серьезностью намерений.

Герой нового спецвыпуска

На фото: Владимир Воропай с женой

Цитаты героя:

1. Испытывать в общении неравнодушие, сопереживание – это раненым нужно. В отличие от жалостей и плача.

2. Надо видеть положительные стороны даже в ранении. Моя жизнь, например, очень изменилась. Раньше оно было активным физически, но не наполнено общением с другими людьми.

3. Если бы знал, что со мной произойдет, все равно пошел бы на войну. Благодаря ей встретил настоящих друзей и свою любимую жену.

4. Живу сегодняшним днем. Стараюсь не думать ни о прошлом, ни о будущем. Особенно о том, когда война закончится. Моя задача – защищать страну.

5. Хотел бы пожелать всем раненым или искалеченным на войне участникам АТО, чтобы они не пьянствовали, не скатывались вниз. Ребята, вы нужны стране – вам еще в тылу воевать за изменения к лучшему! Пока будет тяжело, вас, по меньшей мере, поддержат медики и волонтеры. Они у нас горы умеют переворачивать. 

Фото: Александр Мордерер; Татьяна Рублева, арт-директор студии Александра Мордерера, из семейного архива героя

Обложка нового спецвыпуска журнала «Viva! Победители». Приобрести спецвыпуск можно в киосках с прессой во всех городах Украины, кроме зоны АТО и АР Крым. Все средства по продаже журнала пойдут на психологическую реабилитацию и спортивное протезирование ветеранов АТО.

На фото - команда проекта: Ростислав Валихновский, Татьяна Захарченко, Александр Мордерер, Андрей Ушенко, Татьяна Рублева, Андрей Мацола, Андре Тан, Елизавета Мерешко, Александр Сарабун, Соломия Витвицкая, Иванна Слабошпицкая, Юрий Дмитренко, Роман Торговицкий, Анна Гвоздский

Вторая часть социального мультимедийного проекта  «Победители» - совместная работа команды Телевизионной службы новостей ТСН на телеканале 1+1  и Viva! Лучший журнал о звездах.

Проект «Победители» - это и поразительные фото, созданные Александром Мордерером и Татьяной Рублевой, и видеоарт с невероятными кадрами со съемочной площадки, и цикл новостных сюжетов ТСН, и специальный благотворительный выпуск журнала VIVA! Победители.

В кадре – люди с неограниченными возможностями, ветераны АТО и паралимпийцы, потерявшие части тела, но не потерявшие силы духа! 15 новыхвдохновляющих историй о мужестве и победах над собой, над болью, над обстоятельствами.

Партнерами «Победителей» стали: Андрей Мацола, основатель Центра практической помощи защитникам Украины AXIOS, Министерство иностранных дел Украины, Национальный паралимпийский комитет, благотворительный фонд «Сердце воина», Клиника доктора Валихновского, туристическая компания «ФеерияUkraine&raquo визита Ника Вуйчича в Украину агентство Key Strategy, дизайнер Андре Тан.

Наши достижения: За первый год существования проекта мы совершили всеукраинский и мировой выставочный тур. Выставка посетила 15 стран и 18 городов. За это время более 20 млн человек узнали о проекте.

Спецвыпуск «VivaПобедители 2» - 15 вдохновляющих историй о ветеранах АТО и паралимпийцах, которые потеряли части тела, но не потеряли силы духа и жажды жизни.

«Команда Viva! сегодня представляет новый спецвыпуск «Viva! Победители», который стал логическим продолжением мультимедийного проекта «Победители». Благотворительный номер уже можно приобрести в киосках прессы по всей Украине», - сказала главный редактор журнала Viva! Иванна Слабошпицкая.

Все средства по продаже журнала пойдут на психологическую реабилитацию и спортивное протезирование ветеранов АТО.

герои АТО отправляются в Финляндию, чтобы поддержать сборную Украины по футболу
Предыдущий материал

"Viva! Переможці": герои АТО отправляются в Финляндию, чтобы поддержать сборную Украины по футболу

Владимир Воропай
Следующий материал

Герой АТО Воропай: "Если бы заранее знал, что со мной произойдет, все равно пошел бы на войну"

Новости партнеров