Ив Сен-Лоран: Застенчивый миллионер

Лоран1
Осуществив настоящий переворот в мире моды, он до конца своих дней оставался застенчивым художником, увлеченным красотой во всех ее проявлениях. Ив Сен-Лоран создал гардероб женщины, который не устарел даже спустя полстолетия. Взамен дарованного небом таланта на алтарь моды было принесено личное счастье.

Текущий год для бренда YvesSaintLaurent по-настоящему знаковый. Ровно 50 лет назад амбициозный и молодой Лоран решил «перекроить» взгляд женщин на моду. По случаю юбилея в Денвере (США) до 8 июля будет открыта выставка «YvesSaintLaurent: TheRetrospective». Здесь можно будет увидеть 200 его лучших работ hautecouture, полюбоваться снимками модельера, посмотреть фильмы о его творчестве, ознакомиться с книгами, картинами, повествующими о творческом пути гения моды. «Мы хотим показать, насколько великим был вклад Ив Сен-Лорана в развитие индустрии моды, а также сделать акцент на знаковости его работ», – заявила куратор выставки Флоренс Мюллер. Разумеется, это далеко не первая экспозиция, посвященная творчеству французского кутюрье. Более того, Ив Сен-Лоран стал первым дизайнером, которому при жизни была посвящена выставка.

Застенчивый очкарик

Могла ли подумать мать Лорана, простая домохозяйка, что увлечение сына живописью отчасти и станет его профессией?.. А ведь именно она привила сыну интерес к моде – регулярно выписывала французский Vogue и всячески поощряла страсть сына к рисованию. В остальном – жизнь будущего мэтра в родном городе Оране была безрадостной. Одноклассники дразнили мальчишку за его худобу и аристократическую рафинированность, поэтому все, к чему он стремился, – как можно скорее вырваться из глухой провинции. Мечта сбылась, когда ему исполнилось 16 лет, Ив покинул родной город и, заручившись поддержкой матери, отправился на учебу в Париж.

Там успех настиг Лорана очень скоро: лучшие его эскизы сразу напечатали в журналах, а модель послеобеденного платья завоевала первую премию Международной ассоциации шерсти. Тогда молодого дизайнера заметил сам Кристиан Диор, который предложил ему должность своего ассистента. Вероятно, Ив не случайно сразу понравился Диору. У них было много общего: оба боготворили своих мам, оба рано открыли в себе талант к рисованию одежды, и, наконец, оба рано осознали свою гомосексуальность.

Однако позицию помощника Ив занимал недолго: вскоре после кончины Кристиана Диора инвесторы предложили 21-летнему Сен-Лорану возглавить знаменитый Дом высокой моды. Первая же коллекция «Трапеции» наделала много шума: новые формы, короткие платья – это была настоящая революция в мире моды, и в частности в Доме Dior. Такой новаторский подход новоиспеченного креативного директора несколько смутил акционеров – они начали искать замену Иву. Однако в 1960 году Сен-Лорана призвали в ряды французских вооруженных сил. Правда, служба его продлилась недолго, всего 19 дней. Не выдержав условий армейской жизни, с Ивом случился нервный срыв. Когда Сен-Лорана выписали из психиатрического отделения военного госпиталя, он весил всего 40 килограмм и совершенно не мог говорить. Изможденный и болезненный – таким он был не нужен Дому Dior, и в начале 60-х его уволили.

Прийти в себя после позора Иву помог близкий друг и партнер Пьер Берже, который уговорил американского миллиардера Марка Робинсона вложить деньги в новый Дом моды YSL.

Три заветные буквы

Первая же коллекция произвела настоящий фурор среди модных критиков, хотя многие обвинили дизайнера в использовании дешевых тканей и стеклянных бус в вечерних туалетах. Но Ив Сен-Лорану было все равно: он безошибочно угадывал тенденции и определял будущее моды. Кутюрье предложил женщинам двубортный костюм, который до этого носили только мужчины, изобрел укороченное пальто-тренч и сделал блузки вызыва- юще прозрачными. «Женщина свободна, и поэтому не позволительно предписывать ей, что носить. Одежда должна быть подчинена личности, а не наоборот», – заявил Ив. Он показал коллекцию в камуфляжной стилистике в самый разгар вьетнамской войны, позировал обнаженным для рекламы своих мужских духов YSL PourHomme. Катрин Денев, его близкая подруга, говорила о модельере: «Лоран творит для женщины, которая ведет двойную жизнь. Его дневные модели помогают ей противостоять миру, состоящему из людей, чужих друг другу. Мужественность, присущая этим моделям, придает женщине силу, готовит ее к встречам, которые могут завершиться конфликтом. Но вечером, когда женщина проводит время с тем, кого сама выбрала, Сен-Лоран делает ее соблазнительной».

Справедливости ради стоит отметить, что не все признавали талант Сен-Лорана. Так, например, дизайнер Карл Лагерфельд называл его женоподобным задавакой. «ДляИва вся его карьера была сплошной пыткой, – говорил он. – Но зачем рассказывать, как ты страдал, создавая очередное платье для коктейля из воздушной тафты? Послушайте, люди покупают платья не для того, чтобы размышлять на тему драмы рыдающего дизайнера-алкоголика, они хотят носить эту одежду и быть счастливыми».

Действительно, так и не сумев оправиться от шока, пережитого в армии, Сен-Лоран боролся с депрессией и подавлял тягу к самоубийству при помощи алкоголя и наркотиков. В последние годы он неоднократно давал интервью, в которых открыто говорил о своей зависимости. Однако эти публичные признания совершенно не вредили его имиджу. Напротив, во Франции, где так популярен романтический миф о безумном гении, Сен-Лорана за это любили еще больше. Сам же мэтр часто жаловался на собственное одиночество, а также на неумение любить и называл свои коллекции единственными романами. Но делая такие заявления, Сен-Лоран немного лукавил. В его жизни была сумасшедшая любовь – именно так называется документальный фильм, посвященный истории отношений легендарного кутюрье с его партнером по бизнесу и жизни, Пьером Берже. Вместе они собрали уникальную коллекцию произведений искусства Матисса, Мане, Пикассо, винтажной мебели и антиквариата. После смерти модельера в 2008 году Пьер Берже выставил все вещи на продажу, а собранные деньги разделил для пожертвований между Фондом Ив Сен-Лорана и благотворительными учреждениями по борьбе со СПИДом.

Великий бунтарь

Однажды, находясь в зените славы, Ив Сен-Лоран сделал неожиданное признание: «Слава делает человека одиноким. Заниматься модой – это убийственное дело. Я должен ежегодно готовить четыре коллекции, и каждая последующая коллекция должна подтверждать, что я самый лучший. И так будет продолжаться до конца моей жизни». Этому пророчеству не суждено было сбыться. Уже в 1993 году он перестал выпускать сезонные коллекции, оставив себе только hautecouture. А в 2002 году Сен-Лоран объявил о своем уходе на покой и простился с миром моды, устроив грандиозное ретроспективное дефиле. После благодарственной речи Ив Сен-Лоран заявил, что его уход связан с нарастающим отвращением к отрасли моды. «Я не имею ничего общего с этим новым миром моды, который свелся к набиванию кошельков, – сказал он. –Элегантность и красота сегодня вытеснены из того, что когда-то было искусством». Последние годы он провел в уединении на вилле Мажорель в Марракеше. Состояние здоровья кутюрье стремительно ухудшалось, и все же чувство юмора и страсть к прекрасному не покидали его. Говоря о будущем, Ив Сен-Лоран отшучивался: «Я буду счастлив в раю лишь при условии, что ангелы одеты со вкусом и носят свои нимбы с изящным наклоном...»

Кустурица1
Попередній матеріал

Эмир Кустурица

Дэнни ДеВито с женой
Наступний матеріал

Дэнни ДеВито разводится с женой

Новини партнерів