Испания,Барселона,путешествия

Барселона - испанская сказка Антонио Гауди

В Барселоне чувствуешь себя так, будто на американской горке летишь вниз. Она перебивает дыхание, и в животе становится холодно, но не от страха, а от восторга. В Барселону невозможно не влюбиться! Этот город захватывает навсегда! А благодаря шедеврам Антонио Гауди Барселона уникальна в своем роде и заслуженно считается одним из красивейших городов мира.

Архитектура составляет одну из самых главных притягательных сторон Барселоны. Здесь есть и следы древнеримского города, и готический квартал, и яркие красоты модерна. Но если бы понадобилось выбрать одного-единственного представителя, который бы символизировал неповторимость Барселоны, это был бы Гауди. Основные шедевры этого гениального зодчего находятся в Барселоне, что стало возможным благодаря меценатству Эузеби Гуэля, постоянного заказчика Гауди. Самые знаменитые из них – доходные дома Каза Батльо и Ла-Педрера, церковь Святого Семейства и парк Гуэль. Кроме них в Барселоне есть и другие свидетельства архитектурного гения Гауди – Каза Висенс, павильоны усадьбы Гуэль, Дворец Гуэль, Каза Калвет, колледж святой Терезы и особняк Бельесгуард. Завершить экскурсию по местам Гауди рекомендую в окрестностях города – поселком Колони Гуэль в предместье Санта-Колома-де-Сервельо, где находится уникальная крипта, построенная Гауди в 1915 году.

 

Парк Гуэль

Разбитый на склоне Лысой горы, этот парк, вероятно, один из самых необычных в мире и похож на декорацию к сказке. Многие называют его парком Гауди.

В 1898 году эта территория была куплена под застройку – здесь предполагалось возвести 60 домов. Следует отметить, что в те времена центр Барселоны состоял из узеньких улочек, практически невентилируемых, что способствовало распространению чумы, бушевавшей в городе практически до конца 19 века. Потому-то Гауди и придумал построить город-сад для самых богатых жителей. Предполагалось, что от центра Барселоны сюда будет ходить трамвай. Однако Гауди не суждено было воплотить свой замысел до конца. Из-за смерти дона Гуэля (он финансировал строительство) удалось построить только три дома. Но даже они впечатляют…

Когда заходишь в ворота парка, кажется, будто попадаешь на театральную сцену с декорациями – монументальной лестницей, увенчанной огромным керамическим ящером. Далее лестница ведет к Залу ста колонн – настоящему лесу из колонн, над которыми разбита главная площадь парка – идеальная смотровая площадка с видом на Барселону и море. С высоты птичьего полета площадь похожа на след слона.

Огромная терраса окружена знаменитой криволинейной скамьей, напоминающей извивающуюся змею и выложенной осколками изразцов, посуды и бутылок, создающих живой коллаж. Это своеобразная головоломка, состоящая из магических формул, чисел, рисунков и букв. На изогнутых плитках вырезаны таинственные изображения кальмаров, цветов, созвездий и луны. Рядом расположено слово МАRIА, перевернутое вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес. Далее крестный путь представлен надписью VIA, окруженной россыпью звезд – небесным терновым венцом. По мнению искусствоведов, декоративный ансамбль извивающейся скамьи напоминает абстрактные арабески и цветочные узоры, которые рисовали на древесных опилках во время религиозных шествий. Помимо того, что это – самая длинная в Европе скамейка. Полагаю, это еще и самая удобная скамейка в мире. Сидения ее сделаны с учетом анатомических особенностей позвоночника. Говорят, по окончании строительства скамьи архитектор велел рабочим сесть как можно удобнее на слой бетонного раствора, пока материал не застыл, и так получить идеальную форму сидений.

На территории парка находится дом-музей Гауди, в котором архитектор прожил более двадцати лет. Помимо личных вещей знаменитого зодчего, здесь экспонируются предметы обихода, созданные Гауди. Ведь он проектировал не только здания и соборы, но и удивительную мебель, причудливые решетки оград, ворот и перил, фонарей… Свое поразительное умение мыслить и чувствовать в трех измерениях мастер объяснял наследственностью. А свои проекты Гауди называл «органическими конструкциями».

Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены вызывали у него чувство дискомфорта. Он избегал прямых линий, считая, что они созданы искусственно человеком, а круг – это порождение Бога. Пример тому – все построенное им в Барселоне. На бульваре Пасео де Гарсиа – улице бутиков и кафе – находятся два шедевра современной архитектуры в стиле модерн, два самых знаменитых в мире дома Гауди – Батло (1904–06) и Мила (1906–10). Последний больше знаком нам как Ла-Педрера (исп. «каменоломня»). Такое ироничное название обусловлено странностью этого сооружения. Его составляют расположенные на угловом участке два шестиэтажных дома с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. Строение похоже на огромную скалу, его оконные и дверные проемы подобны гротам, а кованые решетки – растительному кружеву. Узоры и лепнина на потолке – будто таинственные знаки, оставленные на песке. В здании нет ни одной несущей стены, что позволяет свободно планировать внутреннее пространство. Обязательно поднимитесь на фантастическую крышу, где вас ждет главный сюрприз Ла-Педреры – лес из скульптурных труб, напоминающих средневековых стражников, прячущих лица под капюшоны плащей. В мансарде здания, похожей на утробу кита, сейчас расположен «Эспай Гауди» – выставочный зал, посвященный загадкам творчества великого зодчего.


Абсолютно каждая деталь всех строений Гауди насыщена энергией символов. Немногие из современников сразу понимали замысел Антонио: слишком уж далеки были эти безумные каменные причуды от привычных строгих прямоугольных построек…

Саграда Фамилия

Те, кто не был в Барселоне пару лет подряд, заметят, что Искупительный храм Святого Семейства меняется на глазах. Сейчас у него 8 башен. Каталонцы намерены построить еще 10. Только представьте, высота его будет в два раза выше нынешней и достигнет 170 метров! В 2026 году к столетию смерти Гауди строительство собора планируют завершить. Работы ведутся ежедневно. Даже в августе, в пору тотальных отпусков, подъемные краны не перестают работать.

Есть легенда, что некая провидица однажды предрекла, что, кроме Кафедрального собора, в Барселоне появится еще один. И возведет этот храм голубоглазый каталонец. Таких в Каталонии практически нет… Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет был голубоглазым. А еще у него были разные глаза: один – близорукий, другой – дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили».

По замыслу Гауди, Саграда Фамилия должна была превратиться в центр католической религии: стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения. В этом храме 4,5 тысячи сидячих мест и 11 тысяч стоячих. Обратите внимание на балконы. На каждом из 32 кованые решетки, и ни на одной узор не повторяется. Здание церкви рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов.

В этой церкви воплотилась фантазия архитектора, разрушившего каноны архитектурного искусства. Это первый собор в мире без несущих стен. Чтобы не «резать» помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий. Только спустя полвека человечество изобрело компьютерную программу, способную выполнить подобные расчеты. Как он это делал? Он черпал идеи у природы. Он строил так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами – деревья и облака. Храм спроектирован в виде леса. Сквозь его витражи виден свет луны, мерцание звезд и свет солнца.

В этой церкви воплотилась фантазия архитектора, разрушившего каноны архитектурного искусства. Это первый собор в мире без несущих стен. Чтобы не «резать» помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий. Только спустя полвека человечество изобрело компьютерную программу, способную выполнить подобные расчеты. Как он это делал? Он черпал идеи у природы. Он строил так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами – деревья и облака. Храм спроектирован в виде леса. Сквозь его витражи виден свет луны, мерцание звезд и свет солнца.

Мир «открыл» Гауди только спустя 26 лет после смерти, когда состоялась огромная ретроспективная выставка его работ. И по сей день мир разгадывает его тайны.

Иванна Слабошпицкая

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Над городом: Путешествие в Нью-Йорк

новости партнеров
Loading...